УДИНЫ.
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ (резюме).
Азербайджанский этнос (народ) исторически сложился на
своей исконной Родине — в Азербайджане. [1]
Формирование и развитие азербайджанского этноса
представляет собой длительный многослойный и многоплановый процесс,
происходивший на основе контактов и слияния различных племен. Среди них — те,
что издревле населяли Азербайджан, и те, что появились здесь и были
ассимилированы автохтонами. Как любой этнос, азербайджанцы прошли немалый и
нелегкий путь, прежде чем сложились в единый азербайджанский тюркоязычный
народ, населяющий ныне ту же самую землю, где жили его далекие предки, где
около трех тысяч лет тому назад они создали первое свое государство —
Маннейское царство, упоминаемое в Библии (Книга Иеремии, 51:27).
Азербайджан вместе с тем страна, в которой доныне живут
представители разных этносов. Одни из них известны здесь уже много столетий,
другие появились сравнительно недавно. Вместе с автохтонами этой земли они
составляют единый многонациональный народ Азербайджана. Среди этих этносов —
татары и русские, турки-месхетинцы (ахысха) и евреи, таты и лезгины
аварцы и украинцы, курды и ряд других. Среди самих автохтонов сохранились
малочисленные ныне этносы, участвовавшие в формировании азербайджанского народа
крызы и будуги, хиналуги и ингилон. К ним относятся и удины
(самоназвание — уди), происхождение и история которых вот уже почти 200
лет привлекает к себе внимание ученого мира, но одновременно
будоражит ряд наших соседей и вместе с тем служит порой объектом
политических и околонаучных спекуляций, призванных подкрепить их ложные
притязания на прошлое и родную землю азербайджанцев.
Удины принадлежат к тем 26 албанским племенам, что
являются создателями Албанского царства и относятся к числу предков
современного азербайджанского народа. Научный мир впервые проявил к ним интерес
в начале XIX в. С тех пор появилось более 150 работ по антропологии и
языку, этнографии и истории, происхождению и культуре удин. Публикации
позволяют однозначно констатировать, что удины принадлежат к древнейшим жителям
Кавказа, говорят на своем языке, принадлежащем к кавказской языковой семье и
известны только на территории и в истории Азербайджана.
Первые достоверные сведения об удинах появились 2.500 лет
тому назад. О предках этого племени — утиях рассказывает в своей
«Истории» древнегреческий автор V в. до н.э. Геродот. Они упомянуты в «Географии»
древнегреческого писателя I в. до н.э. Страбона при
описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Впервые этнический термин удины
появляется в «Естественной истории» римского автора I в.
н.э. Плиния Старшего. В «Географии» древнегреческого писателя II в.
н.э. Птолемея сообщается, что у Каспийского моря живут различные племена, в том
числе — уды.
Наиболее подробные свидетельства об удинах содержатся в
«Истории албан» местного автора Моисея Утийского, жившего в VIII в. и
принадлежащего, по его собственным словам, к удинскому племени. Он же сообщает
о мифическом родоначальнике 26 албанских племен — Аране: «От его (Арана) сына
произошли племена Утийского, Гардманского, Цавдейского, Гаргарского княжеств».
История Албанского царства ныне хорошо известна. Оно было
одним из долговечных в истории Кавказа: появившись в III в. до н.э., это
государство непрерывно существовало до VII в. н.э. и включало как Северный
Азербайджан (Кавказская Албания), так Южный Дагестан до Дербенда, прилегающие
территории Грузии — Кахети/Эрети и ту часть Карабаха — Зангезур, что ныне в
пределах Армении. Все эти земли составляли 11 албанских исторических областей:
Чола, Лпиния, Камбисена, Эджери, ла, Шаки, Пайтакаран, Гардман, Арцах, Сюник,
Ути. Государственным языком Албанского царства, как считают специалисты, был древнеудинский.
Область Ути, заселенная утиями/удинами, была известна таким древнегреческим
авторам как Отена и занимала территорию от Каспийского моря до Главного
Кавказского хребта, по левобережью и правобережью Куры, вплоть до реки Алазань.
В начале IV в. албаны, в их числе удины, приняли христианство от сирийских
миссионеров, как и их соседи: армяне и грузины. Тогда сирийцы дали народам
Закавказья библию на своем языке, открыли школы и вели обучение. В начале
следующего столетия на основе древнеудинского языка были созданы албанский
алфавит и письменность, появилась переводная и оригинальная литература. Стали
известны албанские писатели и историки, поэты и риторы, правоведы и философы.
До нас дошли некоторве из их творений: «Агуэнские каноны» V в., «Плач на смерть
великого князя Гардманского Джаваншира» поэта Давдака (VII в.), «История албан»
Моисея Утийского — его современника, «Албанская хроника» и «Судебник» Мхитара
Гоша (XII в.), «История» Киракоса Гандзакского и «Каноны» Давида Гандзакского,
живших в XIII в., а также эпиграфические памятники в Азербайджане и Южном
Дагестане.
Удины, как и другие автохтоны Азербайджана, вели оседлый
образ жизни, занимаясь многоотраслевым культурным земледелием, ремеслом и
отгонным скотоводством, добычей полезных ископаемых. Еще в XIX в. они были
известны своим хлебопашеством, шелководством, садоводством, огородничеством.
Сеяли пшеницу, просо, ячмень. Пища удин разнообразна, включает мучные,
молочные, мясные, растительные блюда. Стоит специально отметить кушанье хариса:
это — разваренная до кашицеобразного состояния пшеница, густо заправленная
сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Хариса — традиционная пища
земледельцев, издревле известная в Передней Азии, в том числе у сирийцев, от
которых под тем же названием, была заимствована удинами и их соседями.
Традиционная одежда удин — общекавказского типа. У мужчин
— рубаха, длинные шаровары, архалук, чарыхи, башмаки, папаха. Женская одежда —
яркие туникооб-разные рубахи, длинные шаровары, архалук, чарыхи, башмаки, и —
обязательный пояс. Женский головной убор удинок — дагта, это — сложное
«сооружение», состоящее из нескольких элементов и имеющее своеобразие. Сперва
на голову возлагали круглую шапочку-тюбетейку гатар, поверх повязывали челебенд
- два матерчатых треугольника, соединенные тесьмой, концы которой завязывали
под подбородком. Это и был собственно дагта, поверх чего налагали белый
треугольный платок йалыгат, затем небольшой платок тепелик, концы которого
также закрепляли под подбородком. Поверх всего была чалма — динайа — большой
черный платок.
Удины — красивого телосложения. Лицо чаще круглое, волосы
— светлые или шатеновые. Они — долгожители, доживают до 80-100 и более лет.
Удины гостеприимны, готовы помочь друг другу во всем, почтительны к старшим. В
далеком прошлом для них была характерна большая семья, члены которой состояли
между собой в близком родстве, жили компактно, по «семейным» кварталам. В
каждом таком квартале имелся глава, обычно старший в большой семье,
руководивший полевыми и садовыми работами, поливкой. Но уже в XIX в. для удин
была характерна малая семья. Отец — глава и повелитель дома, которому
повинуются беспрекословно все члены семьи.
Удннки отличаются доброй нравственностью. В прошлом они
вели замкнутый образ жизни: лицо закрывали, ели отдельно от мужчин, с
посторонними в разговор вступать не смели, без разрешения мужа жена не имела
права выйти из дома.
Удинские дети большую часть времени проводили на воздухе:
малыши за игрой, постарше — за работой (трудовое воспитание). Уход за детьми
продолжался до 14-15 лет, затем они считались самостоятельными.
Удины рано вступали в брак: юноша в 16 лет, девушка
в 13 лет. До сих пор придерживаются эндогамии: у удин предпочтительны браки в
своей среде. Но одновременно соблюдается строжайший запрет на браки даже с
дальними и некровными родственниками: не ближе седьмого колена. В прошлом
основные свадебные церемонии начинались утром, и продолжались затем в узком
кругу родственников в течение нескольких дней. Играли тар, кеманча, дэф, зурна,
балабан. Гости веселились, пели, танцевали, затевали различные игры. Среди
танцев — старинный азербайджанский свадебный — узундере, который
переняли и соседние народы. У удин распространен издревле бытующий среди
автохтонов Азербайджана групповой танец йаллы, фиксированный уже 10
тысяч лет тому назад на наскальных изображениях Кобыстана, близ Баку.
Пятница считалась счастливым днем: что ни начни тогда,
все пойдет успешно. Распространены были разные поверья, гадания, магические
действа. Большое влияние имели знахари, лечившие от сглаза и болезней. Удины
поклонялись Луне, бывшей у албан главным божеством. Не случайно
албанское/удинское название этого светила — Хаш они связывают с символом
и названием креста: в удинском до сих пор сохраняется термин хашдесун в
значении «креститься». Среди других объектов поклонения были Солнце, огонь,
священные камни, деревья, ручьи, родники. Был распространен культ предков.
Многие церемонии и календарь у удин связаны с земледелием, например, освящение
виноградника. В удинской лексике до сего дня сохранились названия некоторых
месяцев, бытовавшие в далеком прошлом и связанные с хозяйственной
деятельностью: тулэ/туэн — виноградный, намоц/камоц — сырой, цилэ/шили —
семенной, бокавон — палящий, йехнийа/ йехна — жатвенный, хабнийа/хибна —
третий.
Удинский фольклор разнообразен: игры и развлечения, лирические и
воинственные песни и танцы, сказки и легенды, пословицы и поговорки, мифы и
предания — все они тесно связаны с образом жизни и трудовой деятельностью.
Часть их сохранилась до наших дней, часть — известна по записям прошлого
столетия. Даже после принятия христианства удины, как и другие албанские
племена, не забыли свои прежние ритуалы, обычаи традиции, обряды и сочетали их
с новой религией. Например, в доме, в очаге, по-прежнему днем и ночью горел
негасимый огонь, что говорит о пережиточном сохранении зороастризма. Свои
молитвы удины-христиане нередко обращают к Луне.
После арабского завоевания Азербайджана в VII в. и
включения всей страны в состав Арабского халифата, подавляющая масса местного
коренного населения, в том числе удины, приняли ислам. Но часть их сохранила
прежнюю веру, вследствие чего в VII в., волею арабского халифа, оказалась
включена в состав армяно-григорианской церкви, которая уже с VI в.
предпринимала попытки подчинить себе автокефальную Албанскую церковь. Правда, и
после VIII в. сохранились албанский католикос и его канцелярия, однако начался
процесс активной деэтнизации и арменизации албан-христиан. В итоге, в зоне
Нагорного Карабаха они полностью утратили свой язык и культуру, трансформировавшись в конфессиональных армян. В зоне
Куткашена-Варташена (ныне Габала и Огуз) они, в том числе удины-христиане,
сумели сохранить до наших дней свою самобытность и родной язык (правда, уже
бесписьменный), хотя испытали сильное влияние чуждой им церкви. Часть же удин,
переселившаяся из Варташена в Грузию в 1920-е годы, избежала этой трагедии, но
должна была перейти в грузинское православие.
Кульминацией в судьбе удин-христиан после их передачи в
лоно армянской церкви стал 1836 г., когда св. синод русской православной церкви
и российское правительство постановили ликвидировать престол и канцелярию
албанского католикоса.
В процессе многовекового формирования азербайджанского народа, особенно после
распространения в Азербайджане ислама и одного из тюркских языков, автохтонные
племена слились в единый этнос — азербайджанцев. Но удины-христиане до сих пор
сохранились как малый этнос со своим языком, материальной и духовной культурой,
этнопсихологией. И в XIX в., как ранее, они были известны только в
Азербайджане, где проживали компактной массой в селах Нидж и Варташен,
Мирзабейли и Варданлы, Султан-Нуха, Кирзан, Джоурлу и Малых, Енгикенд и ряде
других. Сохраняя присущую им индивидуальность, удины-христиане тем не менее
испытали на себе большое влияние азербайджанского мусульманского тюркоязычного
окружения: в языке и быте, культуре и традициях, одежде и обрядах, пище и
обычаях.
Наиболее ранние достоверные сведения о численности удин
относятся к последней четверти XIX в.: в 1880 г. в российской империи их было
10 тыс. В конце того столетия — 8 тыс., из коих в Нидже — 5 тыс., Варташене — 3
тыс., то есть все удины проживали в Азербайджане. В 1910 г. их зафиксировано
5.900. По всеобщим переписям населения: в 1897 г. - 4 тыс., 1926 г. ~ 2.500,
1939 г. — 3.700, 1979 г. — 7.000. Такой разброс в численности удин по годам,
скорее всего, связан с тем, что этот малый этнос учитывали, как и другие, ему
подобные, не по этнической принадлежности, а по иным параметрам: 1) в
зависимости от поставленной власть предержащими цели или от успехов процесса
деэтнизации; 2) по конфессии либо по месту расселения, по доминирующему там
языку либо по заявленному в качестве родного; 3) по языку обучения или общения.
Подобные «традиции» характерны были для всеобщих переписей населения как
российских, так и всесоюзных, а также для национальной политики в отдельных
республиках СССР: подобным путем завышалась численность доминирующей титульной
нации. Вместе с тем следование таким «традициям» — результат упрощенчества в
национальном строительстве и
следствие великодержавного подхода к малым этносам со стороны
этноса-гегемона.
На 1989 г. удин было в мире 8.652. Из них в Азербайджане
— 6.125, в России — 1.102, Грузии — 793, Казахстане — 366, Украине — 109,
Узбекистане — 46, Туркмении — 32, Таджикистане — 31, Молдавии — 16, Белоруссии
— 15, Латвии — 15, Киргизии — 2. Все они — родом из Азербайджана, где до сих
пор проживает подавляющее большинство удин. Причин тому несколько:
1) они принадлежат к коренным
этносам этой земли;
2) здесь их историческая Родина и
генетические корни;
3) нигде более в мире нет не
только удинской общины, кроме как в Азербайджане, но и компактного расселения
этого малого этноса, почему удинам не к кому присоединиться на новом месте ни
по языку и по образу жизни, ни по культуре и этнопсихологии;
4) в Азербайджане они менее других
малых этносов подвергались деэтнизации и ассимиляции.
В настоящее время удины компактно проживают в селе Нидж —
4.465 чел. и Огузе — 100 чел. Остальные места прежнего проживания в
Азербайджане они покинули вследствие различных обстоятельств мирного и
немирного характера. Произошло это в течение текущего столетия, интенсифицировавшись
после начала перестройки в СССР, после начала Арменией необъявленной
широкомасштабной войны против Азербайджанской Республики в 1988 г.
До сих пор основная масса удин Азербайджана —
крестьяне-земледельцы. Есть на местных предприятиях Ниджа и Огуза рабочие, в
школах — учителя, а также работники в органах местной власти. В Нидже
учителей-удин — 131, врачей — 2, работников культуры — 12, воспитателей в
детских садах — 10. По Огузу и Баку такой статистики в последние годы не
ведется, хотя в столице Азербайджанской Республики известны ученые и инженеры,
преподаватели ВУЗов из удин, есть они в России и Таджикистане, Грузии. В Нидже
имеются два детских сада на 200 детей, больница и четыре библиотеки с книжным
фондом 29.500 экз. на азербайджанском и русском языках, дом культуры и три
киноклуба, два спортклуба и дом быта, две бани и два почтовых отделения, АТС на
700 номеров и пять столовых, пять школ и столько же торговых точек. Нидж —
огромное село, площадью почти 100 кв. км, окруженное возделанными землями,
застроенное добротными домами с большими приусадебными участками, засаженными
плодовыми деревьями. Оно связано с соседними населенными пунктами и городом
Баку автобусным сообщением.
Исторически, на протяжении столетий, в связи с
политическими, конфессиональными, этническими, культурными особенностями жизни
племен Кавказской Албании в их языках
отложились заимствования из среднеперсидского, древнегреческого,
древнесирийского и ряда других развитых и распространенных в Передней Азии
языков. Эти заимствования сохранились и в современном удинском языке. Однако
доминирующее влияние на удинскую лексику оказал азербайджанский язык,
испытавший, в свою очередь, влияние удинского.
Удины владеют азербайджанским языком, часть знает
русский. Обучение в школах Ниджа ведется на обоих этих языках, а также на
родном.
В XIX в. удины получили возможность приобщиться к
письменной культуре нового времени. В 1854 г. в Нидже открылась первая удинская
школа, затем в Варташене — сельское училище с преподаванием на русском языке.
Среди учителей имелись местные жители — удины. Для продолжения образования
удины ездили на учебу в Москву, Козлов (коммерческое училище), Гори (духовная
семинария), Тифлис (средняя коммерческая школа). В 1931-1933 гг. обучение удин
велось на родном языке, с 1937 г. в Азербайджане — на азербайджанском и
русском, в Грузии — на грузинском. Продолжали образование предпочтительно в
ВУЗах и техникумах Баку, Тбилиси, городов России. Даже зная армянский язык, ни
в прошлом, ни впоследствии, вплоть до наших дней, ни один удин не пожелал»
получить образование в школах, училищах, техникумах или ВУЗах Армении.
В XIX—начале XX вв. появилась удинская интеллигенция. Это
были учителя школ и училищ, собравшие хороший этнографический и лингвистический
материал о своем народе. Впоследствии стали известны удины-врачи, инженеры,
преподаватели. Теперь уже удинские ученые занялись изучением языка и истории,
этнографии и других аспектов жизни и деятельности своего народа.
В 1992 г. обнародован указ Президента Азербайджана «О
защите прав и свобод, государственной поддержке развития языка и культуры
национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих
в Азербайджанской Республике», Это — первый государственный документ подобного
рода, увидевший свет в бывших советских республиках. Следует также отметить
создание в системе Академии наук Азербайджана института национальных отношений,
один из научных отделов которого занимается изучением малых этносов Республики.
При Президенте Азербайджана создан Консультативный совет по малым этносам.
Этнические общины Республики имеют собственные общественные организации,
получающие государственную поддержку и занимающиеся культурно-просветительскими
проблемами своих этносов, которых в Азербайджане не менее 20: имеются в виду те
из них, что до сих пор проживают компактной массой.
Всего же в Республике фиксированы представители 115
народов мира.
Общество удин — «Орайин» („Родник») занимается
проблемами, вытекающими из указа Президента Азербайджана: способствует
сохранению и развитию их родного языка и самобытности; готовит и издает за
государственный счет литературу и учебные пособия по удинскому языку, который
преподается в начальных классах школ Ниджа для его коренных жителей; печатает
сборники удинского фольклора, как и рассказов единственного в настоящее время
удинского писателя Яши Удина, проживающего в Саратове; пропагандирует историю
и культуру удин, как составную
часть общеазербайджанской; поддерживает связи с удинами, проживающими за
пределами своей исторической Родины, в том числе с удинским обществом «Родник»
в Екатеринбурге.
В Азербайджанской Республике делается многое для
сохранения удин — одного из древнейших автохтонных этносов азербайджанской
земли, донесшего до наших дней себя и один из древних местных языков, духовную
и материальную культуру далекого прошлого. Это важно и необходимо не только
потому, что удины принадлежат к коренным жителям Закавказья и вообще всего
Кавказа, но и потому, что они сохранили для нас и будущих поколений частицу
прошлого азербайджанского этноса, являющего собой незаменимую и невосполнимую
составнуючасть человечества.
Исходя из всего вышеизложенного, предлагается на базе
села Нидж создать Историко-этнографический музей под открытым небом, как это
принято в цивилизованных странах; восстановить здесь один из раннесредневековых
храмов Албанской церкви, чтобы удины-христиане получили возможность отправлять
свои религиозные потребности. В связи с последним обстоятельством предлагается
также поднять вопрос о признании недействительным с самого начала решение св.
синода православной русской церкви и российского правительства от 1836 г. о
ликвидации албанского католикосата и возродить Албанскую автокефальную церковь,
ведущую свою историю с IV в., то есть принадлежащую к числу старейших на Земле
христианских общин.
В апреле 1991 г. общество удин, проживающих в
Екатеринбурге, опубликовало в издаваемой им газете «Родник» обращение к своим
землякам на далекой Родине в Азербайджане, где говорится:
«Историко-генетические корни нашего народа, народов Азербайджана едины. Поэтому
никакие различия (ни национальные, ни религиозные, ни другие) не могут быть
причиной раздора и конфликтов между нашими народами. Мы уверены, что только
такое понимание межнациональных, межрелигиозных и других
отношений может быть единственно верным и историко-логически правильным.»
Для того, чтобы перейти на английский вариант нажмите здесь.
[1] Исторический Азербайджан занимает территорию более
300 тыс. кв. км (оценка) с населением более 36 млн. чел. (оценка). До 1813 г.
страна была единым целым с единым народом и историей, культурой и языком. В том
году ее силой оружия поделили между собой Российская империя и Иран. Так
появился Северный Азербайджан — ныне Азербайджанская Республика, и Южный — ныне
в составе Исламской Республики Иран. С тех пор азербайджанский этнос размежеван
и развивается по двум разным моделям.