2533.
Nearmyan
(21.02.2004 17:49)
0
УДИНЫ - НЕ АРМЯНЕ. НО НЕ ВСЕ ЧИНОВНИКИ ЭТО ЗНАЮТ
К числу многочисленных этнических групп, населяющих Азербайджан и сумевших через тысячелетия пронести свой язык, самобытные культуру и традиции, относятся удины. Они - потомки утийцев, чье имя упоминается 2.808 лет назад в Урартских (Ванских) клинописях, в "Истории" Геродота и увековечено в названии области Ути Кавказской Албании. Однако многие не видят разницы между ними и армянами. И это порой рождает проблемы.
ИСТОРИЯ
Воины удинов 13 сентября 490 г. до н.э. выступили на стороне Ирана против Греции в Марафонском сражении. Это - один из этносов, участвовавших в создании Албанского государства. Здесь было широко развито земледелие, скотоводство, ремесла, торговля, быстро росли города: Барда, Чора, Дербент, Амарос, Пайтаракан, Байлакан. Но особенно выделялась Кабала, где во времена сасанидов находилась резиденция персидских марзапанов (наместников). В I - III вв. до н.э. Албания, лежавшая на пересечении торговых путей из Византии в Азию, была мощным государством. Рим и Иран неоднократно пытались подчинить ее, но так и не смогли. До введения христианства в Албании были распространены верования, связанные с поклонением силам природы: солнцу, огню, воде, земле, а также различным животным, птицам, растениям и целым рощам. Первые сведения о проникновении христианства в Албанию относятся ко II в. н.э. В начале IV в. христианство было официально принято албанской знатью во главе с царем Урнайром. Богослужение, до изобретения алфавита, велось на сирийском и греческом языках. Потом церковная литература стала переводиться на албанский язык. Писались книги. Однако в 704 г. процветанию Албании пришел конец. С того времени начался постепенный переход основной массы албанцев в ислам, но часть приняла григорианство, а другая часть огрузинилась. Албанская письменность погибла. Албанские культура и литература не сумели противостоять чуждым ей культурно- идеологическим влияниям. Одну из главных ролей в этом, если не главную, сыграла армянская, григорианская церковь, которая систематически уничтожала албанскую литературу и язык. Удины, как этнос, могли бы совсем исчезнуть. В начале 20-х годов в одном из номеров "Бакинского рабочего" даже появилась статья "Исчезающая народность". По переписи 1925 г. удин осталось всего 2.761 человек. Затем Советское правительство стало предпринимать все необходимое для спасения одного из древнейших этносов Кавказа. В конце 20-х годов для изучения этого вопроса сюда приезжал известный советский ученый Н.Я. Марр. В 1934 г. было принято специальное решение Бакинского бюро ЗКК по "выяснению положения удин" на подписью Л.П. Берии (N В-16/26 гр. от 27.11.34 г.). В апреле 1935 г. ЦК АКП(б) принял Постановление "По улучшению культурно-бытового и хозяйственно- политического обслуживания удин" (N БЦ 44-23 от 28.04.35 г.). Но в то же время, при попустительстве властей, велась политика арменизации удинов. До конца 50-х годов в удинских селах преподавание в школах, как и раньше, велось на армянском языке. Более того, удинские фамилии были арменизированы и приняли специфические окончания. Например: Грегори - Грегорян - Кылтян и т.д. Президиум ЗЦК принял постановление об удинском алфавите. Но осуществить это постановление не удалось, ибо подошел 1937 год. Однако численность удин стала возрастать. В 1959 г. их насчитывалось уже 3.676, а в настоящее время - около 8.000. Уникальность удинского этноса заключается в эндемичности и автохтонности. Единственные в мире места компактного проживания удин - это селения Нидж и Варташен в Азербайджане и Октомбери в Грузии. Самая многочисленная группа удин проживает в селении Нидж, которое расположено недалеко от Кабалы. Село большое, находится в лесу. В Нидже имеются 5 школ, Дом культуры, 3 клуба и 5 библиотек. К сожалению, многовековая, интенсивная арменизация удин сыграла с ними злую шутку. Другие народы, населяющие Азербайджан, перестали видеть разницу между удинах и армянах, что могло привести к трагедии в конце 80-х годов. Более того, наши власти "забыли" об их существовании. Но о них помнили на Западе, ООН взяла их под свою защиту, и представители этой организации до сих пор часто приезжают в село. Удинский язык изучается в 7 университетах Европы. Однако, нисколько не преуменьшая роли Запада в деле защите удин, нельзя не сказать о том, что основной вклад в это дело сделал академик З. Буньятов. Он неоднократно говорил, писал и доказывал, что удины - древнейшие жители Азербайджана и не являются армянами.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
Однако отдельные инциденты, когда удин принимали за армян, все же имели место. Об одном таком случае нашему корреспонденту поведал сам потерпевший - Эмиль Кылтян (Бурух Кылтаари - так "в удинском оригинале" должны звучать его имя и фамилия): - В 1990 г. я вынужден был оставить работу педагога в школе N 11 города Сумгайыта, так как в мое отсутствие пришли зав. ГорОНО, инспектор, наряд милиции и потребовали удалить меня, как армянина, из школы. Директор не смогла им доказать, что я - удин. А ведь я проработал в школе 38 лет, создал единственный в СССР кабинет технических средств в преподавании истории, с опытом которого знакомились учителя из Москвы, Ленинграда, других городов, а также из Венгрии, Польши, Чехословакии и даже из Китая. О моем кабинете писали "Правда", "Известия", "Учительская газета" и др. Через год была захвачена моя квартира в Сумгайыте вместе с мебелью. Правда, городскими властями было принято решение о ее возврате и дело направлено в суд, но там его не приняли к рассмотрению. Глава ИВ Сумгайыта обещал, в том числе и ВГТРК "Мир", вернуть квартиру. Я сам ходил на прием к И. Оруджеву, советнику Президента по национальным вопросам, и он тоже обещал мне помочь, но... Мой младший брат, Эдуард, лишившись жилья, вынужден был уехать из города; средний брат, Марен, не может вернуть себе нашу настоящую фамилию - Кылтаари, и свою квартиру. Поговорив с потерпевшим, наш корреспондент также отправился на прием к И. Оруджеву, желая узнать его мнение о положении удин, а также других национальных меньшинств в Азербайджане. - Это уже давно пройденный этап, - говорит И. Оруджев. - Да, в конце 80-х годов когда изгнали азербайджанцев из Армении, здесь некоторые удины были в страхе, беспокоились за свою жизнь и уезжали из Азербайджана. Но большинство из них уже давно вернулись. Я сам побывал в селении Нидж в 1995 г. Я встретился с людьми. Они живут хорошо, все довольны. Я провел там полдня, много беседовал с этими людьми, потом мы вместе пообедали... После этого к нам не поступало ни одной жалобы. Я по сей день держу связь с руководством района. Вообще можно допустить, что у одного жителя Баку или Сумгайыта возникла какая-то проблема. Но - на бытовом уровне, это следствие ошибки чиновника, и они не имеют под собой национальной или религиозной почвы. Если у Э. Кылтяна есть проблема, я его приму, как уже сделал однажды, и если он говорит правду, решу его проблему. Однако в начале 90-х годов некоторые люди использовали свой статус национальных меньшинств как рычаг давления на власти. Сейчас этого нет. Всем видно, что сейчас в Азербайджане все спокойно. Даже международные организации изучают наш опыт, а специалисты, занимающиеся проблемами нацменьшинств, приезжают к нам. Они говорят, что на постсоветском пространстве именно в Азербайджане найден цивилизованный подход к решению национальных вопросов, и предлагают другим республикам бывшего СССР изучать наш опыт.
Роман ТЕМНИКОВ
|